«Боже, он такой маленький, и уже такой сообразительный! …» — Мы говорим об этом, будучи тронуты успехами некоторых вундеркиндов — маленьких спортсменов, музыкантов, математиков. И вздохнув произносим – а мой болван! После задаем себе вопрос: «Как вырастить вундеркинда в своем чаде?». Но знайте, никто не рождается вундеркиндом, данное качество должно вырасти в малыше.
Помните! — вундеркинд — это явление социальное.
Вундеркинд и гений — это два разных понятия. В раннем детстве, гениев часто называют «странными». Так Чарльз Дарвин был «странным» тем, что он возился с мышами, вместо того чтобы делать уроки, и отец называл его «позором семьи». Знаменитый Пушкин не проявлял никаких признаков гениальности в детстве. По свидетельству очевидцев, он просто довел свою мать до отчаяния своей неловкостью и сдержанностью.
Чаще всего, гении развиты всесторонне. Ломоносов в сфере знаний и открытий дошел от поэзии до математики. Первая страсть Галилея был живопись. В 16 лет он изучил медицину и только потом — математику. А дальше еще тысячи таких примеров. Другим признаком гения является независимость мышления и способность «идти против течения».
Вундеркинд – другой человек. Это маленький человек с ярко выраженным талантом. Он заметно выделяется среди сверстников. Малыш повторяет вещи, которым взрослые учат его. Он имеет слишком мало собственных навыков, а только учится всему. Но даже навыки не главное для вундеркинда. Более важно то, что взрослые замечают таланты ребенка слишком рано и начинают их нещадно культивировать.
Ошибки родителей
Поначалу, все дети одинаковы (исключая носителей дефектных генов). Но здесь многое зависит от родителей. Некоторые дети растут вундеркиндами через мудрость и доброту. Другие взрослые подавляют врожденные способности своих детей и пытаются искусственно вырастить вундеркинда. Специалисты выделяют 3 основные ошибки родителей в воспитании своих детей:
- Они ограничивают живость ребенка. Энергия движения развивает не только мышцы, но и органы чувств, нервную систему и мышление. Маленький человечек, который много двигается, опережает своих малоподвижных сверстников в умственных способностях. А что же родители? Они одергивают его с момента рождения: «Не упади, не толкай, не беги». В школе учителя заставляют ребенка сидеть, как истукана, хотя любой эксперт скажет, что чем больше он двигается, тем меньше устает и легче усваивает информацию.
- Они мало общаются с детьми. А это неспростительная ошибка. Ребенок открывает для себя мир, постоянно задает вопросы: Что? Где? Когда? Как? Почему? На самом деле, он пытается решать для себя те же проблемы, что и самые великие философы. На, что его родители в ответ: «Когда вырастешь — узнаешь«. На самом деле родители должны ответить на любой вопрос, хотя это сложно и требует определенного терпения. Но позже, когда малыш подрастет, вам уже будет необходимо поощрять его самостоятельные решения. » Как считаешь? Ну, что ты думаешь? » – задавайте ему встречные вопросы.
- Они отказывают сыну (дочке) в совместных действиях. Тот берет на себя обязательство помочь вам, и что обычно слышит? «Отойди в сторону, разобьешь», «Не мешай, это тяжело». Родители предлагает ему только роль слуги: принеси, давай, удерживай нажатой клавишу и т.п. А эта работа скучная, здесь уже нет открытий. Позвольте ребенку узнать что-то с вами, вместе. Только таким образом, передавая навыки к ребенку, вы можете подарить ему опыт.
Вундеркинд. Быть или не быть?
«Однажды родители заметили отличные способности своего сына к плаванию. Они отдали его в 5 лет в спортивную школу. В 10 лет он завоевал высшую медаль на республиканских соревнованиях, начал выступать за границей. Семья переехала в другой город. Но в один прекрасный момент тот пришел измученный с очередных тренировок и лег на диван. Болели глаза, болела печень. Он сказал «прощай» спорту. Началась сильнейшая депрессия, а его родители начали проклинать правительство, общество, в общем всех и вся, кроме себя.»
Почему дети чудес «сжигаются»? Прежде всего из-за чрезмерной эксплуатации. Всем известно, что возможности человека не безграничны. И ваше чадо будет опустошено в 16-19 лет, без трепетного отношения к нему.
Во-вторых, взрослым нравится играть в детей-вундеркиндов. Маленькое человеческое существо напряженно работает в бассейне, барабанит на фортепьяно в течение часа в день. Может ли кто-нибудь подумать о том, что будет с маленьким человечком, если его талант уйдет, или кто-то разовьет его в большей степени, или он просто устал? Что он будет делать дальше в своей жизни, если в его прошлом у него был только изнурительный труд и борьба с конкурентами? Известно, что борьба за лидерство — это всегда гонка со временем. Нежные, талантливые дети терпеть не могут эту гонку, ломаются, выпадают из жизни. И если кому-то удается достичь вершины, то потом вдруг понимают: есть только одна дорога, вниз. Дети чудес не могут просто жить и радоваться данному, взрослые не учили их этому.
Таким образом, родители должны глубоко подумать, прежде чем положить таланты ребенка на алтарь общественности. Достаточно банально, но талант не терпит суеты. Он должен саморазвиваться. И когда ребенок растет, он должен сам его найти, самому захотеть его развивать. От вас лишь требуется любовь и терпение.