Алалия характеризуется тем, что речь у ребёнка либо вообще отсутствует, либо недоразвита. Со слухом всё нормально. Интеллект сохранен.
Алалии в более тяжелых формах выражены абсолютным неимением у детей речевых навыков. Иногда ребёнком употребляются лепетные обрывки слов. Лёгким формам алалии сопутствует зачаточное состояние речи. Однако, словесный запас довольно невелик. Присутствует аграмматизм. Ребёнку трудно обучаться читать и писать.
Причины возникновения:
- травмирование при родах участков больших полушарий мозга головы, ответственных за речь;
- болезни либо повреждения мозга головы, пережитые ребёнком на том жизненном этапе, когда речь ещё не сформировалась.
Алалия — это либо когда речь отсутствует вообще, либо ярко выражена её дефицитарность (продуцирование или понимание речи). Она не связана с интеллектуальными или слуховыми нарушениями.
Алалию подразделяют на:
- моторную, которая сопряжена с нарушениями экспрессивной речи;
- сенсорную, она связана с расстройствами рецептивного говорения.
Деление на два варианта условно, часто наблюдается сочетание обеих форм.
Алалия у детей отличается от специфических отклонений, при которых наблюдается расстройство говорения при нормальном развитии интеллекта.
Моторная форма сочетается со значительно недоразвитой экспрессивной речью. Имеются существенные затруднения в овладении свободно использующимся словарным запасом и грамматической конструкцией языка. Сохранено адекватное восприятие человеческой речи. Данная аномалия зачастую развивается из-за нарушения либо недостаточного развития аналитической и синтетической работы анализаторов говорения и движения. Утонченные артикуляционные дифференцировки заменяются примитивными.
Заметно проявление сенсорной формы в импрессивной речи. Смысл слов и звуковая их оболочка разделены хорошо заметным разрывом. Ребёнку трудно понять речь своего окружения. Однако, у детишек сохраняется неплохой слух и способности к активному говорению.
Алалии бывают различной градации сложности. Наиболее простые из них чаще всего выражаются незначительными отклонениями речи. Самые сложные проявляются иногда даже к десяти — двенадцати годам почти отсутствующей речью. Даже после продолжительных занятий, лексикон ограничивается довольно небольшим запасом слов. Она останавливается на примитивной аграмматичной речи.
Алалия моторная сопровождается отклонениями, выраженными в отклонениях экспрессивной речи. Восприятие ребёнком человеческой речи, к нему обращенной, удовлетворительное. Формирование фраз происходит поздно, не ранее четырёх лет. Предречевые этапы достаточно скудны. Часто отсутствует лепет.
Грубо нарушается грамматика:
- отсутствуют падежные и числовые согласования;
- неверно употребляются предлоги;
- отсутствуют отглагольные формы;
- в словах перестанавливаются буквы и слоги.
Ярко выражена крайняя скудность запаса слов. Моторная алалия бывает основной причиной отклонений в получении учебных навыков.
Это может выражаться в виде:
- дисграфии;
- дислексии;
- аномалий пространственного гнозиса;
- апраксии и прочих нарушений моторики.
Картину дополняют симптомы из области неврологии — травмирование доминирующего полушария, которое влияет на экспрессивную речь. Здоровье детской психики характерно нередкими случаями психоорганических нарушений, расторможенных движений, расстроенном внимании и низкой трудоспособности. Развитие интеллекта нарушено.
Сенсорная форма развита впоследствии травмирования висков рядом с левым полушарием мозга. При этой форме нарушается акустический и гностический аспект речи. Способность хорошо слышать остаётся сохранена.
Алалия у детей сопровождается недопониманием обращенных к ребёнку слов другого человека. Фонетическая составляющая нарушена. Нет звуковой дифференциации. Задерживается и затрудняется умение соотнести слова с предметами. Дитя не воспринимает слова людей. Из-за этого его экспрессивная речь сильно стеснена. Ребёнок коверкает произношение слов. Он перемешивает схожие по фонетике звучания. Ребёнок мало прислушивается к речи окружающих. Случается, не откликаются на зов, однако, интересуются посторонними шумами. Наблюдается: нарушено внимание слуха, при не изменяемых интонации и тембре слов.
На психическое развитие отрицательно влияют органические повреждения мозга головы. Часто интеллект недостаточного уровня развития — начиная с парциальных задержек и заканчивая олигофренией.
При всех формах наблюдается диссоциация взаимодействия вербальных и невербальных проявлений действия психики. Невербальные задачи, адаптированные к возрасту детей, исполняются без видимых трудностей. Соблюдаются логика и следование изображенных сюжетов, аналогии рисунков. Запаздывающее речевое развитие проявлено в её позднем формировании.
Редуцированны или совсем отсутствуют некоторые из этапов навыков речи:
- гуление;
- лепетание;
- лепетный монолог;
- произношение слов, фраз.
Формирование растягивается по времени. Долгое время сохраняются уже пройденные уровни:
- эгоцентрическое говорение;
- употребление вместо неё жестикуляции либо эмоциональных, но не содержащих слов выкриков;
- задержка экспрессивной речи при удовлетворительном восприятии обращенной речи;
- бедный лексикон, сопряженный с аграматизмами;
- косноязычие.