Как понять, что у ребенка алалия

0
2105
Алалия: как распознать

Алалия характеризуется тем, что речь у ребёнка либо вообще отсутствует, либо недоразвита. Со слухом всё нормально. Интеллект сохранен.

Алалии в более тяжелых формах выражены абсолютным неимением у детей речевых навыков. Иногда ребёнком употребляются лепетные обрывки слов. Лёгким формам алалии сопутствует зачаточное состояние речи. Однако, словесный запас довольно невелик. Присутствует аграмматизм. Ребёнку трудно обучаться читать и писать.

Причины возникновения:

  • травмирование при родах участков больших полушарий мозга головы, ответственных за речь;
  • болезни либо повреждения мозга головы, пережитые ребёнком на том жизненном этапе, когда речь ещё не сформировалась.

Алалия — это либо когда речь отсутствует вообще, либо ярко выражена её дефицитарность (продуцирование или понимание речи). Она не связана с интеллектуальными или слуховыми нарушениями.

Алалию подразделяют на:

  • моторную, которая сопряжена с нарушениями экспрессивной речи;
  • сенсорную, она связана с расстройствами рецептивного говорения.

Деление на два варианта условно, часто наблюдается сочетание обеих форм.

Алалия у детей отличается от специфических отклонений, при которых наблюдается расстройство говорения при нормальном развитии интеллекта.

Моторная форма сочетается со значительно недоразвитой экспрессивной речью. Имеются существенные затруднения в овладении свободно использующимся словарным запасом и грамматической конструкцией языка. Сохранено адекватное восприятие человеческой речи. Данная аномалия зачастую развивается из-за нарушения либо недостаточного развития аналитической и синтетической работы анализаторов говорения и движения. Утонченные артикуляционные дифференцировки заменяются примитивными.

Заметно проявление сенсорной формы в импрессивной речи. Смысл слов и звуковая их оболочка разделены хорошо заметным разрывом. Ребёнку трудно понять речь своего окружения. Однако, у детишек сохраняется неплохой слух и способности к активному говорению.

Алалии бывают различной градации сложности. Наиболее простые из них чаще всего выражаются незначительными отклонениями речи. Самые сложные проявляются иногда даже к десяти — двенадцати годам почти отсутствующей речью. Даже после продолжительных занятий, лексикон ограничивается довольно небольшим запасом слов. Она останавливается на примитивной аграмматичной речи.

Алалия моторная сопровождается отклонениями, выраженными в отклонениях экспрессивной речи. Восприятие ребёнком человеческой речи, к нему обращенной, удовлетворительное. Формирование фраз происходит поздно, не ранее четырёх лет. Предречевые этапы достаточно скудны. Часто отсутствует лепет.

Грубо нарушается грамматика:

  • отсутствуют падежные и числовые согласования;
  • неверно употребляются предлоги;
  • отсутствуют отглагольные формы;
  • в словах перестанавливаются буквы и слоги.

Ярко выражена крайняя скудность запаса слов. Моторная алалия бывает основной причиной отклонений в получении учебных навыков.

Это может выражаться в виде:

  • дисграфии;
  • дислексии;
  • аномалий пространственного гнозиса;
  • апраксии и прочих нарушений моторики.

Картину дополняют симптомы из области неврологии — травмирование доминирующего полушария, которое влияет на экспрессивную речь. Здоровье детской психики характерно нередкими случаями психоорганических нарушений, расторможенных движений, расстроенном внимании и низкой трудоспособности. Развитие интеллекта нарушено.

Сенсорная форма развита впоследствии травмирования висков рядом с левым полушарием мозга. При этой форме нарушается акустический и гностический аспект речи. Способность хорошо слышать остаётся сохранена.

Алалия у детей сопровождается недопониманием обращенных к ребёнку слов другого человека. Фонетическая составляющая нарушена. Нет звуковой дифференциации. Задерживается и затрудняется умение соотнести слова с предметами. Дитя не воспринимает слова людей. Из-за этого его экспрессивная речь сильно стеснена. Ребёнок коверкает произношение слов. Он перемешивает схожие по фонетике звучания. Ребёнок мало прислушивается к речи окружающих. Случается, не откликаются на зов, однако, интересуются посторонними шумами. Наблюдается: нарушено внимание слуха, при не изменяемых интонации и тембре слов.

На психическое развитие отрицательно влияют органические повреждения мозга головы. Часто интеллект недостаточного уровня развития — начиная с парциальных задержек и заканчивая олигофренией.

При всех формах наблюдается диссоциация взаимодействия вербальных и невербальных проявлений действия психики. Невербальные задачи, адаптированные к возрасту детей, исполняются без видимых трудностей. Соблюдаются логика и следование изображенных сюжетов, аналогии рисунков. Запаздывающее речевое развитие проявлено в её позднем формировании.

Редуцированны или совсем отсутствуют некоторые из этапов навыков речи:

  • гуление;
  • лепетание;
  • лепетный монолог;
  • произношение слов, фраз.

Формирование растягивается по времени. Долгое время сохраняются уже пройденные уровни:

  • эгоцентрическое говорение;
  • употребление вместо неё жестикуляции либо эмоциональных, но не содержащих слов выкриков;
  • задержка экспрессивной речи при удовлетворительном восприятии обращенной речи;
  • бедный лексикон, сопряженный с аграматизмами;
  • косноязычие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here