Иногда на предложение отдать слишком подвижного ребенка в танцевальный кружок, мы говорим: «Что ты, мы уроки еле успеваем сделать!». Поэтому и не успеваем, что дитя за столом вертится как юла.
К сожалению, обычно родители не уделяют внимания двигательному развитию ребенка. Для них важнее, что бы он знал буквы, математику, говорил на английском языке. А как же быть с координацией движений? Проходит несколько лет, и у ребенка начинаются комплексы. Например, ребенок страдает от избыточного веса и его дразнят, или от долгого сидения в школе у девочки с кукольным личиком горбится спина. Да и особой грацией дитя не отличается, ходит вперевалочку, куда руки деть, не знает, все роняет или сшибает на бегу. А занятые на работе родители хватаются за головы только после возникновения проблемы. Да, красиво двигаться ребенка тоже нужно учить.
Вступление
С раннего возраста нужно помогать малышу управлять своим телом. Приучать жить в движении, объясняя, что все на земле живое: деревья, тучки, птицы, звери… И самый приятный, доступный и безопасный вид учебы – танец. Танец – необходимая часть общего развития мальчишек и девчонок. Обучение танцу начинается в младенчестве и на протяжении жизни приносит большую пользу уму, духу и телу. В занятии танцами много полезного. Ведь танец:
- улучшает гибкость, кровообращение, тонус тела и развивает мускулы. Он помогает в формировании правильной осанки, равновесия и координации движений;
- поможет в учебе и разнообразит занятия как традиционными, так и экспериментальными способами;
- пробуждает в ребенке осознание красоты, придает движению и форме новый для него смысл;
- улучшает понимание многих явления исторической, общественной и культурной жизни;
- развивает уверенность в себе и самоуважение;
- помогает научиться цивилизованному общению, уважать других, как за сходство с собой, так и за отличия.
Приготовились!
Танцевать полезно в любом возрасте. С 3-4 месяцев можно танцевать с ребенком на руках под популярные песенки. Весело и полезно и для ребенка, и для родителя. При разумном подходе, естественно. Не рекомендуется устраивать танцы сразу после сна, после приема пищи или в незнакомой обстановке при посторонних людях, когда малыш неуверенно или настороженно себя чувствует.
Во время танцев ребенка можно покачивать, наклонять, подбрасывать, кружиться вместе с ним. Если вы придерживаете ребенка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платочком. Танцуя попробуйте напевать песенку – это помогает держать ритм и придает развлечению некоторую осмысленность. И радуйтесь – вы вместе и вам хорошо!
И, раз!
Уже в восемь месяцев ребенок пытается делать движения в такт музыке. Двигательная активность увеличивается. После года он попытается танцевать самостоятельно. Не ограничивайтесь смехом и аплодисментами. Присоединяйтесь.
Потанцуйте вместе, показывая, как топать ножкой. Поддерживая за руки, помогите вашей звезде «подпрыгивать», ходить на месте, раскачиваясь. Показывайте новые простые движения, напоминайте любимые. Можно попросить малыша поучить вас танцевать и копировать его движения. Некоторые движения вам подскажут тексты песен. Учите кроху танцам с партнером: танцевать с куклой или мягкой игрушкой бывает намного интересней, чем одному. Малыш еще быстрее учится гармонично двигаться в пространстве, если танцует с друзьями или близкими. Небольшие детские танцевальные занятия очень полезны, только не должны превышать по длительности 15-20 минут и проходить перед сном. После бурного веселья предложите малышам более спокойную деятельность, иначе капризного рева от перевозбуждения не избежать.
Кстати, полезно также почитать:
Для ребенка танец – прекрасный способ открытия, изучения и развития природных инстинктов движения. У ребенка появляются возможности через красивый жест выразить свои мысли и чувства и понять мысли и чувства других.
И, два!
Вашей крохе уже 3 года. Солидный возраст! Вы решили отдать малыша в кружок дошкольного развития. Танцам там обычно отводится некоторое время. Обратите внимание на эти занятия. Обязательно убедитесь, что танцевальная программа соответствует физическому и умственному развитию вашего ребенка и имеет образовательный уклон, а не превращается в неконтролируемую беготню по залу. Задайте себе вопросы, на которые в идеале вы должны ответить «да»:
- Есть ли у вас возможность предварительно посмотреть занятия с другими детьми? Вам понравилось?
- Есть ли у вас впечатление, что педагог знает о физическом и эмоциональном развитии детей? Об их потребностях?
- Проявляет ли воспитатель энтузиазм в своей работе?
- Учитывает ли он способности, возможности каждого малыша? Какие цели он перед собой ставит?
- Разнообразит ли он занятия?
- Есть ли у вас впечатление, что педагог хорошо подготовлен?
Теперь ответьте на вопросы о занятиях:
- Составлены ли группы с учетом возраста и физической подготовки малышей?
- Не слишком ли долго проходят занятия?
- Дает ли педагог время для изучения движений или требует, что бы их схватывали налету?
- Получают ли малыши удовольствие во время занятий?
- Удобна ли требуемая педагогом одежда?
- Уточните также, есть ли место для переодевания, возможность выпить воды и сходить в туалет, место для отдыха.
С маленькими танцорами нужно заниматься исключительно с лаской и любовью. Если педагог ходит по залу с деревянной линейкой, повышает голос, требует четкого исполнения всех движений, поищите для своей крошки другой танцевальный кружок. Подумайте, что вам дороже – собственные амбиции или веселый здоровый ребенок, любящий танцевать.
И, три!
Не пугайтесь, если вы ничего не знаете об обучении танцам. Призовите на помощь здравый смысл. Понятно, что нельзя заставить трехлетнего карапуза стать в третью позицию и делать все так, как сказал педагог. У малолеток свой мир, они не понимают, почему нужно поднимать ручку или отводить ножку назад, если этого совсем не хочется делать. Поэтому каждое упражнение для малышей обычно превращается в игру. К примеру, ходьба с высоко поднятыми коленками – так ходят волшебные лошадки. Потом все становятся белочками и пытаются достать пяточками хвостик. И так далее. Поскольку маленькие дети живут в игре, им легче воспринимать задания именно через сказочные, игровые элементы.
Не требуйте с первого же дня от ребенка точности исполнения того или иного движения. Для начала нужно, что бы малыш полюбил хореографию, а уж потом он начнет более или менее точно делать заданные танцевальные движения. Как раз игра и помогает безболезненно отрабатывать технику движений. Повторяйте их в игровой форме дома, также как повторяете буквы, цифры и цвета. Только не в порядке выполнения очередного скучного урока и не по обязанности. Чередуйте сосредоточенные сидячие задания с танцевальными минутками, привносите в них искреннюю радость и свободу, не забывая о правильности движений и не отвлекаясь на телевизор или домашние дела. Час вашего сосредоточенного и доброжелательного внимания окупиться замечательными результатами.
И, четыре!
На телевизионных каналах музыкальные клипы с участием танцоров – не редкость. Ваша малышка будет с удовольствием подражать тетенькам в блестящих нарядах. Однако это неживая равнодушная картинка. Для того, что бы ребенок лучше понимал, что такое искусство танца, неплохо сводить его в театр на балетные постановки. Особенно, ели в них заняты ученики хореографического училища. С удовольствием подпрыгивают малыши вмести с маленькими артистами во время концертов в парках в дни городских праздников. Яркие костюмы, веселая музыка, всеобщее внимание – как тут не увлечься, не захотеть стать таким же!
Узнайте о ближайших к дому танцевальных кружках. Возможно, вам с малышом приглянется танцевальный клуб, где можно будет позаниматься и маме, и ребенку.
Только не торопитесь принять решение вырастить звезду балета. Не стоит трехлетнего ребенка готовить к профессиональной хореографии, тренировать до изнеможения, заставлять повторять сто раз одно и то же упражнение. Здесь все зависит от склонностей, способностей и, увы, здоровья. Талантливые дети уже в четыре года способны выполнять очень сложные упражнения. Однако знаменитая балерина Майя Плисецкая в своей книге пишет о том, что дети, которые с трех лет начали готовиться к профессиональной карьере, уже к тридцати годам становятся пенсионерами с букетом профессиональных заболеваний.
Поклон
Еще один важный совет для родителей. Никогда не говорите при ребенке: «Мне не нужно, что бы он был танцором, у него нет способностей, я просто хочу, что бы ребенок научился танцевать и правильно двигаться». После таких слов близких ребенок действительно будет думать, что он ни на что не способен. И поверьте, не захочет даже пробовать. В итоге ребенок так никогда и не научиться танцевать и его двигательное развитие сильно замедлит темп. А вот ваша похвала окрылит его на новые успехи. Танцуют все!